| |||||||||||
Почему ребёнок плохо учится?И.В. Фельдман Большинство заботливых родителей хотят дать своему ребенку хорошее образование. Они делают все от них зависящее, чтобы ребенок был успешен в школе: помогают выполнять домашние задания, приглашают репетиторов... Но часто бывает так, что все усилия любящих родителей сводятся на нет — ситуация улучшается лишь на время, а, зачастую, не улучшается совсем. В этом случае, дело, скорее всего, не в лени или невнимательности, и не в родительской некомпетентности. Часто причина лежит намного глубже, и чтобы помочь ребенку, нужно приложить усилия в несколько ином направлении. Сначала немного теории. Все члены семьи (родители, дети, бабушки, дедушки, дяди, тети — не обязательно проживающие вместе) образуют семейную систему. Система это всегда нечто большее, чем сумма образующих ее частей (например, тело человека — больше чем сумма образующих его внутренних органов). Часто людям кажется, что только они сами решают, как им поступить в той или иной ситуации, в то время как их действия зачастую определяются законами системы, в которую они включены. Первый закон общей теории систем — это закон гомеостаза. Согласно этому закону система стремится вернуться в равновесное состояние при различных изменениях, происходящих внутри системы, или при внешних воздействиях на систему. Второй закон общей теории систем можно назвать законом изменений, или законом развития. Этот закон гласит, что только многообразие форм реагирования системы на многообразие внешних или внутренних воздействий способно скомпенсировать эти воздействия. Для нормального функционирования любой системы эти два процесса должны находиться в динамическом равновесии: система должна развиваться, сохраняя стабильность. Проблемы начинаются тогда, когда один из процессов начинает преобладать. В семейной системе в качестве стабилизирующего фактора часто выступает ребенок — самое слабое и самое зависимое звено. При этом системный смысл действий ребенка чаще всего скрыт от членов семьи. Третий, не менее важный системный закон заключается в том, что элементы системы взаимовлияют друг на друга, и невозможно найти самую первую первопричину в цепочке причинно-следственных связей. То есть если в семье возникает проблема, это значит, что все члены семьи тем или иным образом поддерживают ее существование. Поэтому при решении семейной проблемы бесполезно ставить вопрос «кто виноват?». И чтобы найти решение, нужно выяснить, зачем семейной системе нужна эта проблемная ситуация. Для иллюстрации приведу несколько примеров.
Я привела всего-лишь несколько примеров недетских детских проблем. Каждая семья уникальна, тем не менее, законы развития каждой семьи подчиняются общим законам жизнедеятельности семейных систем, и проблемы возникают тогда, когда эти законы нарушаются. Большинство родителей успешно помогают своим детям преодолевать возникающие трудности, неизбежные на пути взросления и становления. Но часто членам семьи бывает трудно взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, увидеть закономерности ее развития, а, значит, им трудно помочь своему ребенку. Статья написана 2008-03-17, опубликована 2008-03-26. | |||||||||||
|